5 авг. 2011 г.

Фильмы, которые стопудов надо посмотреть. Жанр: Войнушки

Сегодня поговорим о, наверное, самом непопулярном нынче жанре. Тут уж, как говорится, всё зависит от каждого человека в отдельности и от его точки зрения на всю эту тематику. Некоторым в принципе не нравятся фильмы а-ля "пострелушки без юмора", другие, например, не признают никаких фильмов о войне, кроме русских и о Второй Мировой. Но какой толк говорить о наших фильмах про войну, если среди них ( старых в частности ) нет плохих картин, и они, по сути, все заведомо хорошие и обязательные к просмотру. Но здесь мы поговорим о ХОРОШИХ зарубежных фильмах на военную тематику. Погнали:

1) Падение Чёрного Ястреба / Black Hawk Down
    2001



Традиционно, начинаю данную рубрику с той картины, которая первая произвела на меня впечатление, а значит и запомнившаяся больше всего. Сюжет картины по обычаю "основан на реальных событиях", в данном случае о стычке знаменитого отряда "Дельта" и Армейских рейнджеров против вооружённых жителей Сомали. Всё должно было пройти, что называется "nice and clear" - обычная операция по захвату вражеского генерала и его подопечных. Пришли - повязали - ушли. Но, естественно, что-то идёт не так ( если б всё было "так", то и кина бы не было ) - армейская колонна джипов застревает где-то в середине города, вертолёты сбивают один за другим, а девиз ведь "Никого не оставляем". Из-за этого миссия, которая должна была пройти за час, максимум два, растягивается практически на весь день. А для нас на два часа. Два часа практически беспрерывных военных действий, свиста пуль, взрывов, убийств, короче говоря "non-stop action". Операторская работа просто отличная ( в данном жанре без этого никуда ), монтаж, спецэффекты - всё выполнено на таком уровне реализма, что примерно к половине фильмы тебя уже не покидает чувство, что ты сам находишься на поле брани. Ридли Скотт ещё в далёком 2001 задал стандарты современного военного кино ( правда не все решились повторять его наработки, но ниже я расскажу об одном таком счастливчике ). И ведь показал он нам не огромную баталию, а, практически, рядовую стычку. Но не стоит думать, что если среди американских вояк погибло "всего лишь 10-15 человек, а среди мирных ( с оружием, ага ) около 300.000", то этот фильм недостоин вашего внимания. Всем любителям жанра он обязателен к просмотру, другим же людям просто настоятельно рекомендуется.

2) Взвод / Platoon
    1986



Это кино я, ясное дело, посмотрел не в 1986, а много позже, где-то в 2010. Был наслышан об этой картине, как о классике этого жанра. Фильм составлял в своём роде конкуренцию более сумбурному в повествовании фильму Стенли Кубрика "Цельнометаллическая оболочка" 1987 года выпуска. Оба показывали ужасы войны, оба показывали, что "War, what is it good for? Absolutely nothing!".  Уникальность же картины "Взвод" состоит не в почти достоверной жестокости и бессмысленности Вьетнамской войны ( да и любой войны в целом ), а в том, что это кино не о битве Америка VS Вьетконговцы, это битва между двумя американскими сержантами. Когда воюешь против врага - это одно. Когда видишь врага и среди своих - это в корне меняет дело. Оливер Стоун показывает, что человеческая натура основывается не на войне за "территорию", а за "место под солнцем". Неважно при этом, глобальная ли отведена территория или простая военная база - эта натура везде возьмёт своё. Молодые тогда ещё Том Беренджер и Уиллем Дефо сыграли двух заклятых врагов, а Чарли Шин выступил в роли "новичка во взводе", эдакого зрителя со стороны, которому предстоит сделать свой выбор. Драма двух вояк, забывших, кто их истинный враг. Советую ознакомится, сильный фильм.

3) Спасти Рядового Райана / Save Private Ryan
    1998



Вот уж об этом фильме слышали явно многие, благо нашумел он в своё время. И люди из зала уходили в первые 30 минут фильма, и американские ветераны гласили, мол, "так оно всё и было" и тд. Действительно, уровень реализма, показанный именно в первые минуты фильма прямо-таки зашкаливал ( финальные моменты, впрочем, тоже далеко не ушли ). На это в какой-то мере попросту тяжело смотреть ( уж на что я человек в этом плане не особо впечатлительный, и то бывало прищуривался не раз ). А показывают нам известную многим высадку в Нормандии американских солдат. Но сюжет, как можно было бы предположить, отнюдь не строится просто на исторических событиях. Сюжетная основа повествует нам об отряде из восьми человек, под руководством Джона Миллера ( его у нас играет Том Хэнкс ), который получает необычный приказ - пробраться в тыл врага и спасти рядового Джеймса Райана, три брата которого погибли в сражении, и которого решено было отправить домой. Вот уж действительно "No one left behind". Да, спорный приказ, который и сейчас смотрится весьма нелепо, но снимали не мы, решать не нам. Нам остаётся только смотреть. Эта картина одна из немногих во время своих экшен-сцен вызывает чувство отвращения ( в "не плохом", скажем так, смысле ), показывая действительную боль и ужас Второй Мировой Войны. Тому Хэнксу помогают в его нелегком деле Адам Голдберг, Вин Дизель и Мэтт Деймон, сыгравший пресловутого рядового Райана. Тяжёлый фильм, наполненный ужасными сценами войны, хорошей актёрской игрой, долей американского пафоса и сильной драмой. Это действительная классика мирового кинематографа.

4) Морпехи / Jarhead
    2005





А тут у нас экземпляр из весьма редкого рода "фильмов про войну, в котором нет почти ни одного боевого действа". Так и есть, этот фильм, написанный по книге бывшего военного Энтони Суоффорда, рассказывает нам о, скажем так, "другой стороне войны". Происходит всё во время военных действий в Персидском заливе. Главный герой ( Джейк Джилленхол ) потомственный военный решает отправится в армию. Не из глубоких патриотических соображений, а, скорее, потому, что гены обязывают. Там за него берется сержант Сайкс ( его у нас исполняет Джейми Фокс ), и нашему герою открывается "война без войны". Здесь, в богом забытой пустыне, вояки учаться стрелять, быстро одевать хим. защиту, в приказном порядке пьют воду, в приказном порядке мочаться, перебирают кучи кирпичей туда-сюда, сжигают кал в бочке ( подождав при этом, пока местное главьё туда изволит испражниться ), играют в американский футбол в противогазах на радость репортёрам, опять же в приказном порядке. Уникальный случай, когда герой хочет воевать уже просто от скуки, потому что ему осточертело находится в этой пустыне на этой базе с этими рожами, которым также как и ему всё осточертело по тем же причинам. Книги не читал, но фильм интересен своим повествованием и тем, что показывает, что война бывает ну очень уж разная. Данное кино, наверное, можно рекомендовать именно всем.

5) Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес / Battle: Los-Angeles
    2011





И последний фильм из данного жанра, тот самый "счастливчик", о котором я упоминал выше. Фильм являет собой симбиоз двух других картин, весьма разных по накалу, по событиям и вообще. "Падение чёрного ястреба" + "Монстро", наверное так. Насчёт второй можно ещё и поспорить ( просто и в "Монстро" и в данном кине поначалу не показывают инопланетян, ссылаясь просто на нечеткие новостные репортажи и разговоры свидетелей ), но вот насчёт первой я уверен твёрдо - создатели "Инопланетного вторжения.." черпали своё вдохновение именно из фильма Ридли Скотта. Подтверждением этому я вижу операторскую работу и, в каком-то роде, спецэффекты. Ну, то есть, это как испытать чувство дежа вю в хорошем смысле ( даже сцены некоторые узнаются прямо-таки отчётливо ). При просмотре "Инопланетного вторжения.." я снова почувствовал себя на поле битвы уже через каких-то там 40 минут, когда началось основное действие. Тем, кто ищет в "войнушках" именно это - уже можно идти и смотреть. Картина примечательна для меня ( помимо описанного выше ) тремя моментами, к которым относится: Аарон Экхарт, американский пафос и саундтрек. Идём по порядку. Аарон Экхарт для меня впервые открылся в роли Харви Дента в "Тёмном рыцаре" ( точнее раньше я его ещё видел в "Чёрной орхидее", но тогда не произвёл он на меня особого впечатления ). Данная его роль в этой военной картине в очередной раз показала мне - ему играть надо только "хороших". Не знаю, лицо у него, возможно, такое доброе и веришь, что он может олицетворять своего рода Капитана Америку локального радиуса действия, веришь, что за ним могут пойти люди и на смерть. Его присутствие в этой картине приятно удивило и заставило обратить на этого актёра более пристальное внимание. Далее - про пафос. Здесь его уйма, концентрация на квадратный метр просто поражает, ступить некуда. Но тут нужно оговориться - те люди, которые терпеть не могут даже намёки на это дело могут и не заметить ни один из плюсов картины и сразу отправить её на свалку, что будет весьма неверным поступком. Просто нужно учиться пропускать всё это мимо ушей/глаз и смотреть дальше. Да, это бывает сложно когда "оркестр фигачит, оператор берет красивый ракурс, а американский бравый вояка вещает о долге, чести и что "отступать?чёрта-с два!"". Относитесь к этому с небольшой долей иронии и всё будет впорядке. И последнее, но не менее важное - саундтрек. Я знаком с творчеством Брайана Тайлера ( не особо примечательным впрочем ), и никак не мог ожидать от него такого взрывного коктейля из военно-оркестровых тем, вперемешку с тем же самым пафосом в небольших количествах. По сей день не устаю переслушивать в плеере композиции из фильма, вот уж действительно отличный OST к военному фильму встретишь редко. В этом фильме нет рек крови, оторванных конечностей и прочих ужасов войны, но есть отличная постановка, много америкопафосности и отличное музыкальное сопровождение. Можно обратить на него внимание под нужное настроение.

6 комментариев:

  1. А что по поводу "Апокалипсис сегодня" ?
    Хороший же фильм, особенно режиссёрская версия с гоблином отлично идёт :)
    А обзор хороший, надо будет ещё раз "Взвод" посмотреть, а то ничего не помню уже(
    А остальные не просматривались, значит надо посмотреть.
    Спасибо за обзор!

    ОтветитьУдалить
  2. "Апокалипсис сегодня" я смотрел, но, видимо, либо плохо, либо не зацепило. Пересмотрите и посмотрите обязательно! ( точнее стопудов)) ). Вам спасибо за комментарий и, соответственно, прочтение обзора!

    ОтветитьУдалить
  3. Инопланетное вторжение... да у меня рвотные рефлексы еще мин 30 после фильма были. Бред полный, по-моему. Я даж досмотреть не смогла, плюнула и ушла
    Лейла

    ОтветитьУдалить
  4. А у тебя случаем весь жанр ничего такого не вызывает?

    ОтветитьУдалить
  5. нет. Мне оч нравится "Падение черного ястреба". Шикарный фильм! И "Морпехи" оч классный. Остальные я оч давно смотрела и не помню уже

    ОтветитьУдалить